Блог о жизни внутри Кайманчика

Тяжело в учении, легко в бою!

Тяжело в учении, легко в бою!

Всё, что не через труд, почему-то не очень ценно. Всегда лучше со страданием и болью: тогда все понимают, что человек поработал. Это такой баг предыдущих поколений. Мне кажется, важно его отслеживать и не передавать детям.

Когда я говорю родителям, что можно строить образование вне школы легко, то это правда можно. Как не убить мотивацию ребёнка к учёбе? Для начала не превращайте её в тяжёлый труд. Очень многое можно учить через игру, общение, обсуждения, путешествия. Но такое обычно не ценится: хорошо, конечно, как «доп», но не как учёба.

Учебники и пособия — это наша с вами опора, чтобы не в голове держать, что можно интересного поделать или обсудить. Но можно их открывать только для себя, а не для ребёнка. Как? Ну вот открыли учебник Плешакова за 3 класс, а там «Разнообразие растений и животных». Вас поколбасило от нелогичности содержания учебника, но есть и о чём подумать. Зовёте ребенка: «Яблоко — живая природа или неживая? А если яблоко растёт на дереве? А если в вазе лежит? А человек — это животное? Почему? Почитаем или видосики посмотрим?»

Как часто такое надо делать? Я про окружающий нас мир, а не про учебник сейчас: можно хоть каждый день говорить, а в учебник заглядывать 1−2 раза в неделю максимум. Как вам спокойнее. Пока видео в ютубе ищете, сохраняйте себе интересные каналы. Ещё есть тик-ток, телеграмм-каналы интересные. И это тоже учёба.

Заглянули в учебник литературного чтения, пробежали глазами по содержанию и решайте: надо оно вам или и дальше будете вместе зачитываться своими скандинавскими писателями. Вместе обсуждать моменты в книге, поступки, задавать себе и ребенку вопросы: «А как бы ты поступил на месте героя? Он тебе симпатичен? На месте автора ты бы куда его отправил путешествовать? А сам бы поехал? Почему?»

Вопросы «как» и «почему» — наши с вами вечные спутники на пути семейного образования. Это невероятная практика развития речи.

Русским языком тоже можно заниматься по-разному. Одним детям не очень сложно писать, другие до 10 лет вообще не готовы к этому по разным причинам. У нас в практике много ребят, не пишущих «нормально» в 5 классе (у меня много вопросов к тому, что такое нормально, но пока пусть будет так). Были и в 9, и в 11, но не буду вас пугать сильно. И не потому, что они с особенностями или отклонениями. Потому что никто не тормозил их развитие и не грохал их познавательный интерес за счёт обязательного обучения письму. Это очень начитанные дети в большинстве своём, с широким кругозором и огромным интересом.

Русский язык можно изучать через настольные игры, устно, с помощью приложений на планшете, онлайн-уроков, поиска орфограмм в литературных произведениях и т. д. Сейчас совсем страшное скажу… Готовы? Можно выкинуть часть школьной программы из изучения. Мы изучаем язык в России как иностранный, поэтому много разных тем носители могут пропустить и вернуться к ним позже, после 5 класса, когда станут подростками и возьмут на себя ответственность за свое обучение. Так что и не ваша забота будет, легко же? Шутка, но в каждой шутке…

Помните одно: если ваше семейное образование превратилось в каторгу, можно и нужно что-то менять и делать его лёгким. Приходите)