Я много раз была свидетелем того, как быстро и высоко может вскарабкаться ребёнок. Просто находит то дерево, которое ему подходит, и залезает. ⠀ Ему не надо объяснять, за какую ветку сначала схватиться, куда ставить ногу. Он берет и делает. Скользит, примеряется, промахивается, но в итоге залезает. Или понимает, что это дерево не для него. Ему важно почувствовать свое тело, получить этот опыт.
И ведь никто не работает над его мотивацией, не разрабатывает методики, чтобы у него получилось залезть туда, куда ему вдруг почему-то стало важно залезть. ⠀ А если представить, что так же работает изучение этого мира? Ребенок чувствует, куда ему интересно, что важно понять — и все двери раскрываются ровно с той скоростью, с которой он готов двигаться. ⠀ Взрослые считают, что без их вмешательства, без их навигации ребёнок будет без дела лежать на диване. Но это же противоречит законам природы, противоречит человеческой сущности. ⠀ Понаблюдайте за детьми! Они приходят в этот мир изучать его. Делают это вопреки запретам и опасностям. Делают до тех пор, пока их не загоняют в рамки «правильного» обучения, в рамки «ты должен научиться залезать на это дерево». И вот уже ребёнок не чувствует это дерево «своим», и вместо азарта познания появляется чувство несвободы в собственной жизни. ⠀ А что если позволить своему ребёнку изучать этот мир исходя из его внутреннего навигатора?