Как думаете, детей надо учить лазать по деревьям?
Я много раз была свидетелем того, как быстро и высоко может вскарабкаться ребёнок. Просто находит то дерево, которое ему подходит, и залезает.
⠀
Ему не надо объяснять, за какую ветку сначала схватиться, куда ставить ногу. Он берет и делает. Скользит, примеряется, промахивается, но в итоге залезает. Или понимает, что это дерево не для него. Ему важно почувствовать свое тело, получить этот опыт.
И ведь никто не работает над его мотивацией, не разрабатывает методики, чтобы у него получилось залезть туда, куда ему вдруг почему-то стало важно залезть.
⠀
А если представить, что так же работает изучение этого мира? Ребенок чувствует, куда ему интересно, что важно понять — и все двери раскрываются ровно с той скоростью, с которой он готов двигаться.
⠀
Взрослые считают, что без их вмешательства, без их навигации ребёнок будет без дела лежать на диване. Но это же противоречит законам природы, противоречит человеческой сущности.
⠀
Понаблюдайте за детьми! Они приходят в этот мир изучать его. Делают это вопреки запретам и опасностям. Делают до тех пор, пока их не загоняют в рамки «правильного» обучения, в рамки «ты должен научиться залезать на это дерево». И вот уже ребёнок не чувствует это дерево «своим», и вместо азарта познания появляется чувство несвободы в собственной жизни.
⠀
А что если позволить своему ребёнку изучать этот мир исходя из его внутреннего навигатора?
⠀
Ему не надо объяснять, за какую ветку сначала схватиться, куда ставить ногу. Он берет и делает. Скользит, примеряется, промахивается, но в итоге залезает. Или понимает, что это дерево не для него. Ему важно почувствовать свое тело, получить этот опыт.
И ведь никто не работает над его мотивацией, не разрабатывает методики, чтобы у него получилось залезть туда, куда ему вдруг почему-то стало важно залезть.
⠀
А если представить, что так же работает изучение этого мира? Ребенок чувствует, куда ему интересно, что важно понять — и все двери раскрываются ровно с той скоростью, с которой он готов двигаться.
⠀
Взрослые считают, что без их вмешательства, без их навигации ребёнок будет без дела лежать на диване. Но это же противоречит законам природы, противоречит человеческой сущности.
⠀
Понаблюдайте за детьми! Они приходят в этот мир изучать его. Делают это вопреки запретам и опасностям. Делают до тех пор, пока их не загоняют в рамки «правильного» обучения, в рамки «ты должен научиться залезать на это дерево». И вот уже ребёнок не чувствует это дерево «своим», и вместо азарта познания появляется чувство несвободы в собственной жизни.
⠀
А что если позволить своему ребёнку изучать этот мир исходя из его внутреннего навигатора?